«Гаудеамус игитур» - старинная студенческая песня, объединяющая студентов всех стран, возникшая из застольных песен вагантов (средневековые бродячие певцы, выходцы из недоучившихся семинаристов или разжалованных священников). Текст в ныне распространенной редакции оформился в конце XVIII в., музыку написал фламандец Иоганн Окенгейм XV в. Русский перевод принадлежит перу Сергея Ивановича Соболевского (1864-1963), филолога, автора многочисленных трудов по древнегреческому и латинскому языкам, переводчика с классических языков древности.
Пусть я погиб у Ахерона *,
Пусть кровь моя досталась псам –
Орёл шестого легиона,
Орёл шестого легиона
Все так же рвётся к небесам!
Все так же храбр он и беспечен,
И, как всегда, неустрашим.
Пусть век солдата быстротечен,
Пусть век солдата быстротечен.
Но вечен Рим, но вечен Рим.
* * *
Нам кровь, мозоли, пот не в тягость,
На раны плюй – не до того.
Пусть даст приказ Тиберий Август,
Пусть даст приказ Тиберий Август –
Мы точно выполним его.
Под палестинским знойным небом,
В сирийских шумных городах
Предупреждение «quos ego»,
Предупреждение «quos ego»
Заставит дрогнуть дух врага.
Сожжен в песках Иерусалима,
В волнах Евфрата закален,
В честь императора и Рима,
В честь императора и Рима
Шестой шагает легион!
Пусть я погиб у Ахерона*,
Пусть кровь моя досталась псам –
Орел шестого легиона,
Орел шестого легиона
Все так же рвётся к небесам!
* NB!!! "У Ахерона", т.к. Ахерон - это река.
Первые два куплета были опубликованы в книге Иозефа Томана "После нас хоть потоп" в конце 1960-х годов, а продолжение было написано коллективом авторов - они на фото слева на право: Рудаков Владимир - автор идеи гимна, Козлов Александр - автор текста, Колногоров Владлен - автор партитуры. Крым, Херсонес, Крымская археологическая экспедиция, лето 1976 года.
Здесь представлено наиболее полное (на сегодняшний день) энциклопедическое жизнеописание VI Железного легиона, переведенное из фундаментального научного издания Pauly – Wissowa – (Kroll). Real-Encyclopаdie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1925. Bd.XII. HBd.XXIV. Sp.1587.55 – 1594.43 (из огромной статьи-монографии А. Шультена «Легион»). Поскольку перевод адресован, в первую очередь, студентам исторического факультета, аббревиатуры ссылок на источники и литературу, сделанных Шультеном, не расшифровываются, - в надежде, что интересующиеся смогут сделать это сами, мобилизовав свои знания библиографии вообще и библиографии антиковедения в частности.
Небольшое пояснение. Шестых легионов в римской истории было несколько. Некоторые из них – «однодневки», о них и сведений сохранилось мало.
Самые известные – VI Ferrata и VI Vitrix – существовали параллельно, но были задействованы в отдаленных друг от друга частях римской сферы влияния. Сферы «нашего» VI легиона, как явствует из песни, - Палестина, Евфрат, Сирия, юго-восток Европы, - сплетаются только в судьбе VI Ferrata, о котором и пойдет речь ниже.
Александр Сергеевич Козлов
В червленном поле два золотых ключа в косой крест ушками вниз, сопровождаемые во главе тремя золотыми шестилучевыми звездами 1:2. В перекрестье ключей серединный щиток, в лазоревом поле которого золотая десятилепестковая роза, обрамленная золотой змеей, кусающей собственный хвост.
В нашлемнике на трехцветном бурелете (червлень, золото, лазурь) шлемовая эмблема – стилизованный золотой римский орел, держащий перед собой в левой лапе круглый золотой щиток с римской цифрой VI.
Намет – лазурь, червлень, подбой золотой.
У подножия щита лазоревая девизная лента с девизом: «Tempus fugit aeternitas manet» («Времена проходят, вечность неизменна»).
Щит сопровождается справа древком натуральной тинктуры с вымпелом и золотым сквозным заостренным навершием. На вымпеле, пересеченном золотом и червленью, по стыку тинктур девиз: «Historia est magistra vitae» («История – учитель жизни»).
Три золотые звезды символизируют восприятие человеком вечности в трех ее временных проявлениях: настоящего, прошедшего и будущего. Золотые ключи – символ двух основополагающих исторических дисциплин: источниковедения и историографии, с помощью которых историк пытается постичь прошлое, понять настоящее и предугадать направление будущего развития человеческого общества.
Золотая десятилепестковая роза символизирует человека (в данном случае – историка), раскрывающегося в мир через познание себя (изучение развития человечества в ди-намике его общественного развития) и пытающегося понять закономерности мира в его социокультурном измерении, закономерности развития человеческого общества через специальные знания. Золотая змея, кусающая собственный хвост – символ вечности. Обрамляя золотую розу, она, в данном случае, являет образ ограниченных познавательных возможностей историка: вечное стремление познать, не имеющее своего финала, но имеющее смысл в постоянной нацеленности на поступательное постижение, обретение определенной полноты и совершенства знания.
Шлемовая эмблема – первоначальный бэдж, общепризнанный знак исторического факультета УрГУ, появившийся в «догербовый» период, символ корпоративного единства, «клановой» общности всех прошлых, нынешних и будущих студентов, преподавателей и сотрудников истфака Уральского университета, образ генетического родства всех специализаций и научных направлений истфака, независимо от хронологических и территориальных рамок. Его происхождение связано с гимном истфака УрГУ «Орел Шестого легиона».
Первый девиз на девизной ленте вербально отражает основные идеи, заложенные в символике герба, второй девиз на вымпеле является общекорпоративным для всех историков и подчеркивает идею «цеховой» принадлежности историков УрГУ ко всему научному историческому сообществу.
В 1996 г. изображение герба истфака было помещен в качестве центральной части триптиха, украсившего вход на исторический факультет. В левой и правой частях триптиха, в манере, стилизирующей европейские средневековые книжные миниатюры (в частности, изображенные в т. н. «Великолепном часослове»), помещены картины, символизирующие круговорот жизни рода человеческого между рождением и смертью, миром и войной, созиданием и разрушением, борьбой светлых и темных сил, тщетой и надеждой, Божественным и греховным, дьявольским. Герб произрастает из древа, в основании которого в качестве гербохранителей -кустодиев изображены стилизованные портреты авторов композиции (А. Полетаева, Д. Редина, Е. Черняка – все истфак УрГУ и В. Цукермана – выпускник Свердловского архитектурного института, ныне – УрГАХА), держащих в ру-ках герольдические жезлы и свитки со своими именами. У подножия центральной части триптиха прикреплена доска, на которой на латинском языке помещена надпись, гласящая о том, что данный триптих был создан решением «почтеннейшего ученого совета» фа-культета при «Деметрии I» (в первое деканство Д. В. Бугрова).
Д.А. Редин, член Комиссии по символам
Законодательного собрания Свердловской области,
действительный член Всероссийского геральдического общества, герольд-консультант и церемонимейстер
Уральской геральдической ассоциации.
Создано / Изменено: 31 января 2018 / 25 марта 2019
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Адрес:
620083, г. Екатеринбург,
ул. Тургенева, 4, к. 453.
Телефон:
Очное отделение + 7 (343) 389 94 50
Заочное отделение + 7 (343) 389 94 51
факс + 7 (343) 350 75 45
e-mail: hist@urfu.ru