№ |
ФИО |
Тема |
Аннотация |
---|---|---|---|
1 |
Уайт Джеймс Мэттью |
Old Believers in a Modern War: Conceptions of Conflict in the Old Believer Press, 1914-17 |
In the First World War, Russian Old Believer priests of the Belokrinitsa hierarchy served their coreligionists as military chaplains on the various fronts of the conflict. However, Old Belief, a series of schismatic groups which had broken away from the Russian Orthodox Church in the mid-seventeenth century, had only been fully legitimized by the imperial state in 1905: prior to this, they had been subjected to legal disabilities and persecution. This was particularly true of the Belokrinitsa hierarchy, whose foundation in 1846 had required the support of a foreign power. In this article, I offer a brief narrative of the hierarchy’s long road to social and political legitimacy and place the establishment of a military chaplaincy in this context. The Russian Orthodox Church successfully managed to prevent the Old Believers achieving an official chaplaincy before 1914, questioning their loyalty and the nature of their religious beliefs. However, the hierarchy was able to use the crises caused by the First World War to persuade the government that their frontline priests deserved official inclusion in the structures that oversaw the religious needs of non-Orthodox soldiers. Finally, I consider the duties and experiences of these priests and whether they led to the development of professional consciousness. In sum, this article shows how a marginalized religious minority was able to use the context of war to gain a greater degree of inclusion within imperial Russian society and the state. |
2 |
Соколов Сергей Васильевич |
Варварство или цивилизация? Исторические сочинения о конфликте и прогрессе на исходе эпохи Просвещения |
В докладе были рассмотрены концепции «цивилизация» и «варварство» в их применении к истории России в XVIII – первой трети XIX в. Сформулированные в эпоху Просвещения эти концепции использовались для обоснования исторической отсталости или прогрессивности российского народа, его государства и культуры. Актуальность и практическая ценность проекта обусловлена длительным использованием упомянутых концепций в отечественной и зарубежной исторической и общественно-политической мысли и продолжающимся их применением для описания и объяснения социальных, политических, экономических и культурных процессов в России. В ходе работы был выявлен комплекс источников, сделан вывод о том, что для большинства авторов исторических сочинений второй половины XVIII в. дихотомия «варварство» - «цивилизация» связано с противопоставлением христианской культуры дохристианским языческим обществам. В ходе дальнейшей работы планируется изучение понятия «варварство» в широком историческом контексте, сопоставление практики употребления этого понятия применительно к российской истории и к истории европейских стран. |
3 |
Головачева Ульяна Евгеньевна |
Представление о конфликте в русской историко- юридической школе XIX в.: истоки и исторические условия формирования |
В докладе реконструирована модель проникновения европейских представлений о конфликте (немецкая школа права) в русскую историко-юридическую науку XIX в. Главным каналом передачи являлись стажировки русских историко-юристов в Геттингёнском, Берлинском и Кёнигсбергском университетах, начало которых связано с попыткой решить проблему нехватки квалифицированных кадров для проведения кодификационной работы в рамках II отделения императорской канцелярии в конце 1820-начале 1830-х гг.. В дальнейшем, по мере развития сети российских университетов, заложенная традиция стажировки историко-юристов в немецких университетах сохранялась и до конца XIХ в. Еще одним каналом распространения европейских представлений о конфликте в русской историко-юридической науке являются образовательные связи по типу «учитель-ученик». Этот канал оформился в середине XIX в. благодаря практике временного перевода на работу ведущих преподавателей столичных университетов в недавно созданные провинциальные. Наряду с этим, распространение европейских представлений о конфликте в системе образования шло и через учебные пособия и хрестоматии, которые готовили историко-юристы, прошедшие стажировки в немецких университетах. |
4 |
Каменская Екатерина Владимировна |
От согласия к конфликту: информационная кампания в советской печати в условиях изменения внешнеполитического курса (на примере советско-китайских отношений в 1950-х – 1960-х гг.) |
В докладе анализируются концепции «конфликта» и «согласия», влиявшие на формирование внешнеполитической стратегии государства, в ходе внешнеполитических пропагандистских кампаний (на примере советско-китайских отношений в 1950-х – 1960-х гг.). Исследуются механизмы, которые были выработаны для презентации перехода от конфликтного состояния к сотрудничеству в условиях смены руководством страны внешнеполитического курса, также то, как обосновывались конфликты внутри «дружественной» социалистической системы. |
5 |
Степанова Елена Алексеевна |
Лев Толстой как пророк постсекулярной веры |
В докладе рассмотрена вера Льва Толстого в единстве двух сторон: как состояния ее носителя и как ее содержания и вытекающих из него жизненных принципов. Показано, что Толстой одновременно и в одном и том же отношении был как носителем веры, так и ее исследователем. Рассмотрен процесс передачи веры Толстым в многочисленных публицистических произведениях, письмах, дневниках и т.д. на протяжении последних тридцати лет его жизни, а также проанализированы, возникающие в связи с этим проблемы. Основной вывод заключается в том, что в начале XX в. многими воспринималось как злостное нарушение общепринятых правил, в начале XXI в. стало одной из характерных черт современного общества, в котором существуют самые разнообразные индивидуальные формы веры, траекторию которой человек может составить самостоятельно. |
6 |
Тимофеев Дмитрий Владимирович |
Концепты «свобода» и «согласие» в контексте поиска решения крестьянского вопроса в России первой четверти XIX века |
В докладе рассмотрена проблема содержательного наполнения и практика использования концептов «свобода» и «согласие» в контексте урегулирования внутри- и межгрупповых конфликтов на примере споров между крепостными крестьянами и помещиками о праве получения свободы решения конфликтных ситуаций и в процессе внутриэлитных дебатов о крепостном праве. Сопоставление содержания и обстоятельств составления взимных жалоб крестьян и помещиков, протоколов их рассмотрения чиновниками министерства внутренних дел, сенаторами, членами Государственного Совета и комиссии составления законов, выявлены важные для понимания стратегии и тактики решения крестьянского вопроса концептуальные подходы. Установлено, что, наряду с признанием важности соблюдения формально-юридических норм и процедур, центральной становится «концепция добровольного согласия» и дополняющие ее положения о необходимости различать «права» помещика освобождать крестьян, его «право» на земельную собственность и невозможность дворянина отказаться от подписанного договора с крепостными людьми. В результате сделан вывод о причинах низкой эффективности установленной 20 февраля 1803 г. процедуры освобождения крестьян по инициативе помещиков, особенностях соотношения понятий «согласие», «свобода» и «собственность» и большей результативности в первой четверти XIX века концептуальной модели «принуждения к согласию» и «монаршего соизволения». |
7 |
Гилберт Джордж |
Martyrdom in the Russian Social Democratic Movement during the Revolution of 1905 |
Revolutionaries in late imperial Russia sought to establish their own cultures of martyrdom. Excellent case studies chronicle the legends and heroes of groups including the Socialist Revolutionary party that clearly placed great stock on heroic displays of public violence and suffering amongst their youthful activists, but (perhaps surprisingly) less has been said about the different martyrdom legends infusing the political cultures of the Social Democratic parties during the same period. This paper will examine the creation of conceptions of martyrdom among the Russian Social Democratic movements during the Russian Revolution of 1905. Informed by Marxist theories of social structures and economic determinism, the ideology of the Social Democrats like the Bolsheviks and Mensheviks in theory could have been averse to placing emphasis on the role of the heroic personality. In fact, during the revolutionary upsurge from below known as the revolution of 1905 we can see plentiful evidence of the Social Democrats using the originally religious conception of martyrdom. This paper will consider examples Ivan Kononov (Tomsk), Nikolai Bauman (Moscow) and workers in Ekaterinoslav as examples of a culture of public deification surrounding the activist heroes of the movement. It will consider what such examples can tell us about political culture emerging amongst revolutionary groups, changing conceptions of public space and the shifting connections at the interstices of ideology and reality. |
8 |
Колосова Алисон |
Chuvash Understandings of Sobornost amidst Church Conflicts of the Early 1920s |
The paper will explore the reception of the debates about sobornost` by the missionary movement in the Mid-Volga region inspired by the Kazan philologist and educator Nikolai Il`minskii. It will give a vital view from the periphery by showing how Chuvash Christians understood and sought to introduce the praxis of sobornost` in the context of the creation of an autonomous national Chuvash diocese amidst the church conflicts of the 1920s. It will provide a detailed analysis of key texts from 1924-1926 in which Chuvash clergy explained how the Chuvash diocese should function, and the significance of conciliarity in resolving conflict not only in the Russian Church but in the universal Church. The situation in Chuvashia in the 1920s not only gives a vital view of the reception of understandings and praxes of sobornost` at the local level, but challenges the view widely held among scholars that the aim and long-term consequences of the Ilminskii missionary movement was russification. Examining the consequences of Il`minskii's movement in the 1920s we see that it led to a robust and articulate Chuvash intelligentsia not only calling for national leadership and institutions and challenging the coupling of Orthodoxy with Russian national identity, but also promoting a developed sense of sobornost as the catholicity of the worldwide Church of which they felt a part. |
9 |
Логинов Алексей Валерьевич |
Теория справедливой войны на рубеже XX века: балансируя между суверенитетом государства и правами человека |
В докладе представлена эволюция теорий справедливой войны в западной политической философии. На основе работы с первоисточниками (Б. Орендт, М. Уолцер, Д. Любан, А. Грамши) построена теоретическая модель, согласно которой последовательное «оправдание войны» в нормативном ключе неизбежно наталкивалось бы на ряд апорий. Тот факт, что войны были и продолжаются потребовало перенастроить исследовательскую оптику с невозможности решения о начале войны на поиск такой модели «справедливой войны», которая была бы способной выбирать «приоритеты» (например, между суверенитетом государства, ограничивающего любую интервенцию на уровне международного права, и защитой прав человека – гражданина вопреки установке на суверенитет его государства). |
10 |
О’Рурк Шейн |
Каким образом язык и самосознание движения против рабства на Западе повлиял на деятелей эпохи освобождения крепостных крестьян в России? |
В восемнадцатом и девятнадцатом веках борьба против рабства на Западе имела различные корни: политические, экономические и социальные. В глазах большинства участников, однако, борьба была в первую очередь моральной борьбой. Моральное чувство, основанное на религиозных и гуманитарных представлениях, создавало у противников рабства твёрдую решимость бороться за освобождение рабов. Их способ излагать свои идеи о рабстве и самовосприятие дополнялись образами, словами и моделями, заимствованными из Библии и основанными на идеях эпохи Просвещения. В докладе показано, каким образом эти источники придавали форму языку и самосознанию кружка великой княгини Елены Павловны и членов Редакционной комиссии. |
11 |
Бугров Константин Дмитриевич |
Конфликт, согласие и теория колониальной революции: сравнение политических идей Георгия Сафарова (1891-1942) и Франца Фанона (1925-1961) |
В докладе представлен сравнительный анализ текстов видного советского публициста Г. И. Сафарова (одного из разработчиков советской национальной и колониальной политики) и одного из основателей постколониальной интеллектуальной парадигмы Ф. Фанона. На основании комплексного изучения наследия Сафарова (статьи, заметки, ряд отдельных изданий) были восстановлены важнейшие черты его теории национально- колониальной революции, взгляды Сафарова на процесс складывания наций, на проблему внешней политики СССР и колониальный вопрос, на проблему освободительной борьбы. Показано, что в значительной мере постколониальные концепции в духе Фанона дублируют более ранние коминтерновские теории в духе Сафарова. Принципиальным различием между Сафаровым и Фаноном является взгляд на возможность самостоятельного развития бывших колоний: если Фанон, акцентируя внимание на необходимости психологического преодоления зависимости, все же завершает свою программу требованием бывших метрополий «оплатить» свой долг перед угнетавшимися ей странами под угрозой бойкота, то Сафаров связывает возможность колоний успешно развивать экономику с фактом существования технически и научно развитого СССР, способного выступить альтернативным источником безвозмездной, товарищеской помощи. |
Создано / Изменено: 15 января 2020 / 15 января 2020
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Адрес:
620083, г. Екатеринбург,
ул. Тургенева, 4, к. 453.
Телефон:
Очное отделение + 7 (343) 389 94 50
Заочное отделение + 7 (343) 389 94 51
факс + 7 (343) 350 75 45
e-mail: hist@urfu.ru