№ п/п |
Ф.И.О. |
Тема доклада |
Аннотация |
---|---|---|---|
1 |
Бабушкина Альбина Владимировна, магистрантка кафедры новой и новейшей истории УрФУ |
«Ужасное» в британской культуре на рубеже XVIII-XIX в. |
В конце XVIII – начале XIX в. в Великобритании резко возросла популярность «ужасного» как особой категории эстетики. Считается, что подобное происходит в моменты кризиса миропонимания и самосознания человека. В рамках данного доклада мы попытаемся рассмотреть, как Французская революция, Наполеоновские войны, революция в области естественных наук и последствия индустриализации рубежа XVIII – XIX вв. повлияли на увлеченность британцев пугающим. |
2 |
Баранов Николай Николаевич, д.и.н., заведующий кафедрой новой и новейшей истории УрФУ |
«Торгаши и герои»: представления о британцах и русских "со стороны" |
Написанный под прямым влиянием «духа 1914 года» и обращенный к студентам-добровольцам текст противопоставляет возвышенную духовную культуру героической нации бездушной цивилизации торгашеского народа. Особый интерес представляет процесс формирования и структура того образа англичан, который транслирует Зомбарт. Представляется, что архетипические основы этого образа корнями уходят в эпоху Просвещения и романтического национализма. Период империализма только способствовал радикализации «образа врага» в культурно-историческом и геополитическом контексте. |
3 |
Бинни Мэттью, PhD, профессор департамента английского языка и литературы Восточного университета штата Вашингтон (Eastern Washington University) |
Milton’s A Brief History of Moscovia (1682): A Political Compendium «Краткая история Московии» (1682) Мильтона: политический сборник |
Previous critics have argued for Milton's accuracy in drawing from Hakluyt’s and Purchas’ collections (Cawley, 1965) or about his inaccuracy in depicting Russia by limiting his sources only to Hakluyt’s and Purchas’ collections (Tolstoy, 1871; Gleason, 1964). My paper follows Bedford's (1993) argument, which identifies Milton's inaccuracies and oversights in his source material, indicating how these ultimately serve his ethics. I expand upon Bedford’s insight by indicating how Milton selects anecdotes and facts from Hakluyt and Purchas to critique England, especially during the 1640s, the fraught years of the English Civil War. Milton’s account not only represents Russia as an antipode to his classical republicanism, which he wishes to emerge in England, but also as a criticism of illiberal practices in English politics and society. In short, Milton's A Brief History represents Russia less in terms of geographical or anthropological accuracy, but more in terms of promoting Milton’s classical republicanism and in critiquing illiberal English laws and customs in the political and intellectual ferment of 1640s England. |
4 |
Болдырева Наталья Андреевна, н.с. Музеев Московского Кремля, аспирант-соискатель кафедры средних веков исторического факультета МГУ им. Ломоносова |
Русский перевод "Британии" Уильяма Кемдена и интеллектуальный круг патриарха Никона |
Предмет доклада - русский перевод трактата антиквария Уильяма Кемдена "Британия", который попал в Россию в составе географических атласов: сокращенная версия - в Атласе Меркатора-Хондия (переведен в Посольском приказе), полный текст - в четвертом томе Нового атласа Блау (переведен старцем Исайей для патриарха Никона). Цель доклада - показать, как этот абсолютно новый для русских интеллектуалов середины XVII в. тип источника интерпретировался представителями двух разных переводческих школ, и проследить, оказалось ли для них новаторство "Британии" близким или, наоборот, совершенно непонятным. |
5 |
Высокова Вероника Витальевна, д.и.н., профессор кафедры новой и новейшей истории УрФУ |
«Fanfare for the Common Man»: история между антикварным дискурсом и «высоким» нарративом эпохи Просвещения (на примере «исторических» сочинений Д. Дэфо) |
В центре внимания - процесс секуляризации исторической мысли в Британии на рубеже XVII-XVIII вв. Это был момент решающего разрыва с антикварным дискурсом, для которого характерны представления о божественности мироздания и о монархе как гаранте ее воплощения на земле. С другой стороны, подражание Тациту еще не вошло стандарт исторического письма, высокий гражданский нарратив стал господствующим к середине XVIII в. в сочинениях Д.Юма и его последователей. В фокусе внимания доклада – исторический «background» сочинений Д.Дефо, одного из самых плодовитых авторов рубежа веков. Особое внимание уделяется таким его сочинениям как «История Великой чумы» (A History of the Great Plague, 1722), «Всеобщая история пиратов» (A General History of the Pyrates, 1724); «История дьявола» (The History of the Devil, 1726) и другим его "историческим" сочинениям. Доклад включает также рассуждения о том, откуда Дефо черпал знания о России, отправляя Робинзона в «дальнейшие путешествия» во второй части трилогии о Крузо. |
6 |
Дергачева-Скоп Елена Ивановна, д.филол.н., профессор, зав. кафедрой источниковедения литературы и древних языков Новосибирского государственного университета, Шилова Инна Александровна, к.филол.н., м.н.с. отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН |
Аскетическое сочинение "Сибирский Лествичник": рукописная традиция и творческая история текста |
В центре внимания новооткрытые списки «Лествицы Сибирской», книги толкований Лествицы Иоанна Синайского, созданные в последней четверти 17 в. В сборнике происходит усиление темы аскетического поведения, читателю внушается расширенная аргументация христианского образа жизни и направление размышлений. По-новому ставится вопрос об авторском коллективе, в недрах которого создавался сборник, целях и задачах книги в контексте православной политики российского государства. |
7 |
Дергачева-Скоп Елена Ивановна, Подопригора Василий Вячеславович, к.филол.н., н.с. отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН |
К вопросу о литературном творчестве патриарха Иоакима и его окружения |
В докладе рассмотрены некоторые аспекты литературной деятельности окружения патриарха Московского и всея Руси Иоакима (1674–1690). В этом контексте впервые привлекается список «Возглашения увещательного всему российскому народу», хранящийся в собрании академика М. Н. Тихомирова ГПНТБ СО РАН. Подробно рассматриваются проблемы археографического описания рукописи, ее датировки и атрибуции. В ходе текстологического анализа устанавливается ее отношение к вышедшему в 1682 г. изданию «Увета духовного». По сложившейся традиции первоочередное внимание уделяется творчеству Афанасия Холмогорского, считающегося автором «Увета», тогда как привлечение и анализ новых рукописных материалов позволяет более широко и объемно представить деятельность связанных с Иоакимом книжников как группы интеллектуалов, объединенной личностью патриарха. |
8 |
Диксон Саймон, Sir Bernard Pares Professor of Russian History, профессор Школы славянских и восточно-европейских исследований, Университетский колледж Лондона (SSEES UCL) |
Приглашенный эксперт |
Спикер завершающей дискуссии "Интеллектуалы и власть в Британии и России в эпоху Перемен (XVII-XVIII вв.)" |
9 |
Ермакова Ольга Константиновна, к.и.н., н.с. сектора социальной истории Института истории и археологии УрО РАН |
Иммиграционная политика России второй половины XVIII в. и британский опыт |
В докладе пойдет речь о разработке и реализации иммиграционных проектов в России второй половины XVIII в., их истоках, образцах и моделях. Особое внимание будет уделено роли российских дипломатических представителей в Лондоне в ходе создания манифестов о вызове иностранцев в Россию (с учетом британского опыта), а также их участию в практической реализации переселения колонистов. Наряду с этим, будут проанализированы точки зрения некоторых британских мыслителей XVIII в. на иммиграционную политику России. |
10 |
Киселев Михаил Александрович, к.и.н., с.н.с. лаборатории междисциплинарных гуманитарных исследований Института истории и археологии УрО РАН |
Русский перевод Второго трактата о правлении Дж. Локка и становление антиабсолютистского языка в России XVIII в. |
Для политической культуры Московского государства XVI–XVII вв. одним из ключевых элементов были представления о том, что власть правителя – государя и царя – является неограниченной. При этом какой-либо значимый оригинальный московитский аналог антиабсолютистского дискурса, республиканского ли, монархического ли, к началу XVIII в. фактически отсутствовал. Ситуация начинается существенно меняться с начала XVIII в., когда в процессе адаптации европейских идейных инноваций отечественные авторы знакомятся с критикой абсолютизма. Одним из следствий этого стал перевод на русский язык такого важного антиабсолютистского текста, как Второй трактат о правлении Дж. Локка, осуществленный А.Ф. Хрущовым, видным государственным деятелем, одно время управлявшим вместе с В.Н. Татищевым заводами на Урале и впоследствии казненным как «конфидент» А.П. Волынского. Соответственно, в докладе предполагается рассмотреть, как переводчик, оперируя русским – абсолютистским – политическим языком, смог передать для русского читателя ключевые антиабсолютистские положения Дж. Локка, и какое это имело значение для трансформации русского политического языка Нового |
11 |
Киселева Марина Сергеевна, д.филос.н., г.н.с. сектора методологии междисциплинарных исследований человека Института философии РАН |
Книжная проповедь последней четверти 17 – нач.18 вв.: от Московского Царства к Российской Империи |
Речь пойдет о контексте появления книжной проповеди в Московском царстве, о сборниках проповедей Симеона Полоцкого «Обед душевный» и «Вечеря душевная» и источниках, которыми пользовался Симеон. Будет показано изменение социокультурного-контекста начала 18 в. и его влияние на содержание искусства проповеди «второй волны» Киево-могилянских проповедников (Стефан Яворский, Димитрий Ростовский) |
12 |
Кислова Екатерина Игоревна, к.филол.н., доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова |
Проповедь XVIII века: между личной оценкой и государственным надзором |
Мы рассмотрим вопрос о том, как был устроен процесс оценки и цензуры проповедей в XVIII веке в России: насколько до появления специального органа духовной цензуры проповедники XVIII века были свободны в своих текстах и как в целом был устроен процесс появления проповеди как факта церковной и светской культуры. |
13 |
Козлов Александр Сергеевич, к.и.н., доцент кафедры древнего мира и средних веков УрФУ |
Падение античности – катастрофа или перемены? (историографическая рефлексия от Ф. Бэкона до Э. Гиббона |
У Ф. Бэкона объяснение расставания Европы с античностью содержало многое от «классической декадентской модели», характерной для гуманистов (находя при этом аналогии между поздней Римской империей и Европой начала VII в. – например, борьба между короной и подданными). С А. Фергюсона эта модель меняется. У Э. Гиббона она уже совсем иная. |
14 |
Косых Татьяна Анатольевна, к.и.н., ассистент кафедры востоковедения УрФУ |
Любить все человечество, кроме американцев: место С. Джонсона в дискуссии о статусе североамериканских колоний Британии в 70-80-е гг. XVIII в. |
Цель данного доклада – исследование представлений британского интеллектуала Сэмюэла Джонсона (1709-1784) о правах и свободах жителей североамериканских колоний Британии в годы Войны за независимость, поскольку обращение к данному вопросу позволяет определить место интеллектуальной элиты английского общества в принятии политических решений власть имущими в 70–80-х гг. XVIII в. |
15 |
Лысцова Анастасия Сергеевна, к.и.н., м.н.с. Лаборатории эдиционной археографии УрФУ |
Протестантская этика в политической деятельности графа А.И. Остермана |
Граф А.И. Остерман – один из самых влиятельных политиков первой половины XVIII в. с нетривиальной биографией: будучи рожденным в семье лютеранского пастора в Бохуме, он по воле случая попадает на русскую службу в 1703-1704 гг. Благодаря своим способностям и нестандартным для современников навыкам, он делает феноменальную карьеру при Петре I и его преемниках. В итоге А.И. Остерман приобрел авторитет знатока права, специалиста по международной политике. Однако, несмотря на это, а также высокие посты, занимаемые им в системе государственного управления, не все его идеи, касающиеся политического «проектирования», находили понимание у современников. В черновиках реформ, в частной переписке, мнениях он предлагал свой собственный взгляд на природу закона, природу человека, педалировал концепт анкуражирования, идею сдерживания страстей, которые находят общие черты с протестантизмом. Эти идеи он транслировал в своих текстах, используя особый политический язык. Мы попытаемся обратиться к ним с целью найти связи между ними и протестантской этикой, а также попытаемся найти возможные источники его интеллектуального вдохновения. |
16 |
Маловичко Сергей Иванович, д.и.н., профессор кафедры Государственного и муниципального управления Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева |
Конфликт интерпретаций национального прошлого в русской общественной мысли второй половины XVIII в.: М.М. Щербатов, И.П. Елагин и др. |
Докладчик анализирует историописание князя М.М. Щербатова, И.П. Елагина, а также Екатерины II и И.Н. Болтина. Сделан вывод о том, что в 60 – начале 90-х гг. XVIII века в общественной мысли России происходит конфликт между разными типами историописания: 1) ориентирующимся на науку и 2) выполняющим практические национальные задачи. |
17 |
Нестерова Анастасия Васильевна, магистрантка кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ |
Символическая основа проповеди конца XVII века (рукописный сборник «Статир») |
В докладе рассматриваются особенности системы символов, фигурирующих в поучительных Словах рукописного сборника XVII века «Статир». Образная символика проповеди являет собой рефлексию всего мироздания в сознании автора текста и позволяет приблизиться к пониманию ценностей человека своей эпохи. |
18 |
Никулин Иван Александрович, к. богословия, к.и.н., доцент кафедры теологии Миссионерского института |
Взгляды сибирских митрополитов Павла и Игнатия (последняя четверть XVII в.) на церковно-государственные отношения |
Отношения Церкви и Царства во второй половине XVII в. стали одним из важных вопросов церковно-общественной повестки. Идеологические установки середины XVII в. сформировали мировоззрение поколения русских архиереев, взгляды которых автор реконструирует на примере двух сибирских митрополитов Павла (на кафедре — в 1679–1692 гг.) и Игнатия Римского-Корсакова (на кафедре — 1693–1700 гг.). Автор приходит к выводу, что понимание архиереями места Церкви в жизни Московского царства во многом повлияли на церковную политику Петра I. |
19 |
Приказчикова Елена Евгеньевна, д.филол.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ |
Я берег покидал туманный Альбиона": русские травелоги XVIII в. в поисках мирообраза Британии |
В докладе на основе русских травелогов XVIII в. (Н. М. Карамзин, П. Макаров) будет проанализирован механизм создания культурного мирообраза Британии в сознании русских путешественников эпохи Просвещения. Предметом рассмотрения станут черты национального менталитета англичан в русской оценке, отношение к английской культуре и государственности, а также причина крайне амбивалентного отношения к Англии, включающего в себя как безусловное осуждение, так и восхищение. |
20 |
Раденцев Станислав Андреевич, магистрант кафедры новой и новейшей истории УрФУ |
Т. Гоббс как историк: постоянство человеческих мотивов в эпоху Перемен |
Доклад посвящен месту и роли истории и исторического знания в интеллектуальном наследии Т. Гоббса. Особое внимание уделяется значению семейства Кавендишей, с которым его длительное время связывали патрон-клиентские отношения. В центре внимания – социальный контекст и роль окружения английского мыслителя в процессе формирования его политической философии и оригинальной концепции власти. |
21 |
Редин Дмитрий Алексеевич, д.и.н., г.н.с. сектора социальной истории Института истории и археологии УрО РАН, руководитель Лаборатории эдиционной археографии УрФУ |
Приглашенный эксперт |
Ведущий панельного заседания "ПРАВДА И ЗАКОН: власть и общество в эпоху Перемен" |
22 |
Репина Лорина Петровна, чл.-.кор. РАН, д.и.н., руководитель Центра интеллектуальной истории Института всеобщей истории РАН, заведующая кафедрой теории и истории гуманитарного знания РГГУ |
Приглашенный эксперт |
Руководитель Международного научного семинара "Интеллектуалы и власть в Британии и России в эпоху Перемен (XVII-XVIII вв.)" |
23 |
Сидоркина Татьяна Сергеевна, аспирантка кафедры новой и новейшей истории УрФУ |
Филипп Фрэнсис и свобода слова в Британии на рубеже 60-70-х гг. XVIII в.: на пути к Юниусу |
Доклад посвящен интеллектуальному становлению выдающегося английского политического деятеля последней трети XVIII в. Ф. Фрэнсиса (1740–1818), автора анонимных «Писем Юниуса», ставших сегодня классикой политической журналистики. 60-е – 70-е гг. XVIII столетия стали временем становления свободы слова в Великобритании и формирования механизма противостояния интеллектуалов – злоупотреблениям власти. Обличительные «Письма» были направлены против первых лиц государства и отстаивали права и свободы подданных английской короны. В фокусе внимания доклада - реконструкция социального статуса, круга общения и политического кредо Ф.Фрэнсиса, а также анализ мотиваций решительного выпада двадцатидевятилетнего клерка из военного ведомства против власть предержащих. |
24 |
Соболева Лариса Степановна, д.филол.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ |
Конфликтология в проповеди конца XVII в.: греховность и праведность в понимании времени |
Предлагается рассмотреть тип информации о состоянии общественного сознания, который предоставляет анонимный рукописный сборник проповедей конца 17 в. Выявляются проблемы разного уровня, как морально-этических ( греха, благодати, христианского долга и т. п), соотношения богатства и «нищеты», предпринимательства («талант») и пассивности, власти светской и власти клерикальной, так и яркого проявления нового отношения к женщине, браку и воспитанию. Конструктивным оказывается «метод от противного», когда обличение можно трактовать в качестве свидетельства новых практик в обществе, спорных и не принимаемых всеми. |
25 |
Созинова Ксения Андреевна, к.и.н., старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения УрФУ |
Периодическая печать в формировании вкуса к чтению англичан XVIII в. |
В XVIII в. в Англии наблюдается рост грамотности и расширение читательской аудитории. Это время невиданного издательского бума. Но этот процесс не был одномоментным и сопровождался определенными проблемами. В данном докладе предполагается рассмотреть влияние изменений в системе образования и роль периодической печати в формировании читательской аудитории в Англии, а также появлению у англичан вкуса к чтению в XVIII в. |
26 |
Соколов Андрей Борисович, д.и.н., профессор, зав. кафедрой методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин, декан исторического ф-та ЯГПУ им. К.Д. Ушинского |
Политическая карикатура середины XVIII - начала XIX века как фактор формирования гражданского сознания в английском обществе. |
Английская карикатура второй половины XVIII - первой половины XIX в. является особый культурным и политическим феноменом. Графическая сатира пользовалась в Англии огромным спросом и явилась инструментом формирования политического сознания, выполняя функцию развития критического мышления, укрепления представлений об английских свободах. Привлекая внимание представителей всех слоев общества, в том числе среднего класса, политическая карикатура способствовала становлению гражданского общества, основанного на признании прав "свободнорожденных англичан", по крайней мере тех, кто входил в так называемую политическую нацию. Критика не монархии как таковой, а носителей короны, стереотипов в понимании "английской конституции" расширили рамки дозволенного в общественных отношениях. Наряду с трансформацией образования, тюремной системы, трудовых отношений и духом "бунтарства" карикатура создавала предпосылки для политических реформ середины XIX в. |
27 |
Соколов Сергей Васильевич, к.и.н., заведующий кафедрой истории России УрФУ |
В. Н. Татищев и идеи его «Истории» в книге английского коммерсанта и путешественника Дж. Хенвея |
Джонас Хенвей с 1743 по 1750 г. занимался организацией торговли с Ираном через Россию. На пути в Иран Хенвей провел некоторое время в Астрахани, где познакомился с губернатором Василием Татищевым. Встречи и беседы с Татищевым нашли отражение в книге Хенвея о его путешествии, опубликованной после возвращения в Лондон. В докладе планируется детально проанализировать заметки Хенвея, ранее лишь кратко рассмотренные в историографии. Заметки дают представление о личности Татищева, его качествах администратора, неоднозначной репутации, отношениях с властями в Петербурге и деловых коммуникациях, а также могут пролить свет на причины, по которым сочинение Татищева не было опубликовано при жизни автора. Хенвей также цитирует письмо Татищева, написанное через несколько лет после их встречи в Астрахани. Письмо содержит важные сведения о процессе создания «Истории Российской», о времени начала работы над книгой, степени готовности труда, его структуре и о представлениях Татищева о задачах историописания. Кроме того, в докладе как на основе текста Хенвея, так и с привлечением дополнительных источников, будет рассмотрено отношение В. Н. Татищева к английской политической философии и науке в целом. |
28 |
Стогова Анна Вячеславовна К.и.н., с.н.с. Института всеобщей истории РАН, доцент кафедры Истории и теории культуры, Факультет культурологии РГГУ |
Фигура моралиста в английской культуре XVII века |
Исследователи не раз отмечали, что после расцвета полемической литературы в эпоху Реформации с начала XVII столетия в европейской культуре существенно изменяются представления о сути и целях теории морали. В английской культуре большое влияние на этот процесс оказали гражданские войны и революция, и осмысление поведения человека в первую очередь через призму политических вопросов подчинения и взаимодействия. Эти обстоятельства, наряду с некоторыми другими способствовали изменению статуса моралиста как публичной персоны. В докладе моралистические сочинения будут рассмотрены как тип публичного высказывания, приобретшего большую популярность и значимость. Меня будет интересовать характеристики фигуры моралиста: кто именно выступал с публичными морализаторскими рассуждениями, какие цели могла преследовать подобная стратегия публичного высказывания и т.п. |
29 |
Шпак Георгий Владимирович, к.и.н., с.н.с. Центра истории и теории цивилизаций ИВИ РАН |
Записки английских путешественников о России конца XVI – начала XVII в контексте британской травелографии |
Традиционно тексты английских путешественников о России, начиная с записок Р. Ченслера (ок. 1553 г.) и до дневника Джона Традесканта, составленного в 1618 году, рассматривались исследователями исключительно в качестве источника, иллюстрирующего отдельные исторические явления. Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть данные тексты как самостоятельные нарративы, и как тексты, функционирующие в границах жанровой специфики британской травелогографии. Данный подход позволяет пролить свет на специфику репрезентативных стратегий и особенности авторской рецепции отдельных образов реальности, что в свою очередь способствует более цельному пониманию особенностей фиксации образов российской действительности конца XVI- начала XVII века, представленной на страницах британских травелогов. |
30 |
Эрлихсон Ирина Мариковна, д.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина |
"Специфика историко-правового сознания в контексте в преобразований английской уголовно-исполнительной системы XVIII столетия". ("Исследование о причинах роста преступлений…" Г. Филдинга, 1751). |
Прогрессирующий рост преступности, с которым столкнулось английское общество в XVIII столетии был популярным направлением общественного дискурса, в русле которого зародилась идея превенции преступления, впоследствии ставшая ядром идеологии современной системы уголовного судопроизводства. Сейчас в предотвращении видят гуманную альтернативу наказанию за совершенное преступление и зачастую понимают его как фундаментальный элемент либеральной демократии. Идея превенции стала центральным тезисом трактата Генри Филдинга «Исследование причин участившихся преступлений…» (1751), получившего лишь фрагментарное освещение в зарубежной и отечественной историографии. Филдинг полагал, что рост преступности был структурным следствием коммерциализации общества, увеличившей благосостояние низших сословий. Согласно нео-римской республиканской традиции распространение роскоши и пороков угрожало дестабилизацией конституции, которая, в свою очередь, являлась гарантом гражданской свободы. Эти неоклассические аргументы пересекались с концепцией грехопадения, присутствия постоянной опасности порочных искушений для каждого индивидуума. В то же самое время доводы Филдинга были частично основаны на рассуждениях Д. Локка о разуме как о чистом листе и преобразовании характера через созидательную или разрушительную силу привычек и примеров. Сочетая три дискурса, классический, христианский и научный, Филдинг приходил к выводу, что преступление ставит под угрозу свободу государства как с моральной, так и с политической точек зрения. Решением этой проблемы, по мысли Филдинга, было внедрение усовершенствованной политической системы, способной управлять коммерческой и социальной средой, а, следовательно, пресекать соблазны и предотвращать криминальный прогресс. |
Создано / Изменено: 21 июля 2019 / 23 августа 2019
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Адрес:
620083, г. Екатеринбург,
ул. Тургенева, 4, к. 453.
Телефон:
Очное отделение + 7 (343) 389 94 50
Заочное отделение + 7 (343) 389 94 51
факс + 7 (343) 350 75 45
e-mail: hist@urfu.ru